Лента новостей 

История одного кадра. Как режиссер Рязанов и летчик Таращан в Ульяновске кино про итальянцев снимали

28 апреля 2017, 06:00
4 2977
История одного кадра. Как режиссер Рязанов и летчик Таращан в Ульяновске кино про итальянцев снимали

Пока аэропорт «Баратаевка» закрыт на ремонт, мы вспоминаем события, происходящие там почти 45 лет назад. Тогда на аэродроме развернулись съемки культовой советской комедии Эльдара Рязанова «Невероятное приключение итальянцев в России». Корреспондент 1ul.ru разыскала и пообщался с дочерью известного ульяновского пилота Ивана Антоновича Таращана. Людмила Ивановна поделилась подробностями, о которых знают только участники событий.

Съемки культовой комедии СССР

Напомним, летом 1973 года Ульяновский аэродром стал съемочной площадкой кинокартины Эльдара Рязанова «Необыкновенное приключение итальянцев в России». 

Тогда итальянские лётчики не согласились снимать сцену посадки ТУ-134 на шоссе. Режиссёру Эльдару Рязанову в министерстве Гражданской авиации посоветовали обратиться в летное училище Ульяновска. На просьбу о помощи откликнулся замначальника школы по летной подготовке Иван Антонович Таращан, но попросил в ответ разрешения на съемки от министерства. «Добро» там не дали, но и снимать не запретили. В письме - значилось «…под личную ответственность…».

-Папа сказал: «Хорошо, если под мою ответственность, то я это сделаю». Отец не знал сюжета всего фильма. Он смотрел только ту часть сценария, что ему нужно было снять. Он человек ответственный, дисциплинированный, а летать нужно было очень низко над землей, то есть, нарушив все инструкции, вспоминает Людмила Ивановна.

Решено было замаскировать взлётно-посадочную полосу под трассу, а в целях безопасности за руль снующих под самолетом машин на псевдошоссе посадить летчиков ШВЛП. На ульяновский аэродром приехала вся съемочная группа, Эльдар Рязанов с итальянским режиссером, а также часть актерского состава. Весь процесс развернулся на глазах у самой Людмилы Таращан:

-Удалось поговорить с Эльдаром Александровичем. Рязанов был тогда интересно одет. Носовой платочек с четырьмя уголочками на голове. Он такой весь полный, массивный, добрейший души человек. Без пафоса. Простой очень в общении. Я тогда замечание известному режиссёру успела сделать. Говорю, у вашего актера - командира - фуражка не по форме. Рязанов быстренько все поправил, и за штурвал посадил моего отца. Папа и попал в кадр фильма.


В это время на борту самолета были не только члены экипажа, но и слушатели-курсанты. Иван Антонович воспринял съёмки, как часть работы. Поэтому ни копейки денег за них не взял.

-Он весьма скромный человек, добавляет дочь.

После съемок жизненные пути Эльдара Рязанова и Ивана Таращана больше не пересекались. Связь они не поддерживали. Но известный режиссер в своих книгах «Неподведённые итоги» и «Подведенные итоги»  позже писал о летчике.

-Рязанов папу помнил. Когда школа отмечала юбилей, начальником училища уже был Сергей Краснов, связались с Рязановым и Эльдар Александрович прислал небольшое видео, где рассказал о тех съемках и, конечно, о вкладе моего отца. Но папа, к слову, комедию эту вообще не любил...

Людмила Ивановна признается, что дома о двух съёмочных днях больше никогда не вспоминали. Лишь однажды дочь летчика поинтересовалась смыслом «высокого пилотажа», который демонстрировал ее отец, сидя за штурвалом ТУ-134.

Низко спуститься и знать, когда вовремя уйти», - ответил тогда мне папа. Коротко и ясно. Больше в семейном кругу мы эту тему не поднимали. Фотографии со съёмочного процесса не то, чтобы не сохранились, их попросту нет в природе. Тогда было не принято.

Из медика – в пилоты

Сам Иван Антонович родом с Украины. Когда ему исполнилось 14 лет, он из родного села прямиком направился в город Первомайский получать образование. Там поступил в медицинское училище на фельдшерско-акушерское отделение. Профессия «фельдшер» была почти освоена, когда в образовательное учреждение пришел летчик. Подробный рассказ о железных птицах, о важности гражданской авиации настолько увлек Таращана, что он перед выпускными экзаменами оставил навсегда медицину и перевелся на 1 курс в летное училище в Первомайском. В 1941 году грянула война. Летчика вместе с другими студентами и всем педагогическим составом эвакуируют в Казахстан. Там Иван Антонович заканчивает обучение. Выпускником он рвется на фронт, однако начальник летной школы высшей подготовки его не отпустил и оставил при школе, инструктором.

-Он чувствовал хорошо машину, не зря о папе говорили - летчик от Бога. Ему это было, действительно, дано свыше, -рассказывает Людмила Таращан.

После войны перед Иваном Антоновичем открывались большие возможности в области авиации. Но Таращан четко знал свое предназначение и ни на что не разменивался:

-Я учить буду.

В 1950-ом году училище перебазировалось в Ульяновск. В 1963-м Иван Таращан, после окончания высшего авиационного училища в Ленинграде, назначен на должность замначальника школы по летной подготовке. В этом статусе он проработал 11 лет. После того, как стало подводить здоровье, летать Таращану уже было не по силам. Но и авиацию оставить он не мог. Тогда его переводят на должность начальника тренажерного комплекса, где он проработал еще 21 год. В Ульяновске Иван Антонович провел остаток своей жизни.

-Преподавал, пока не лег в больницу. Оттуда он уже не вышел. Умер в 75 лет. И на пенсии так ни одного дня не был. Хотя мы ему сколько раз говорили, папа, хватит работать…

 Иван Таращан также был был заядлым охотником и пасечником

Фото из личного архива Людмилы Таращан, скриншот с youtube, соцсети